НИЖЕГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ НЕФРИТОВОГО ДРАКОНА

ШКОЛА ТРАДИЦИОННОГО УШУ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Основные стили ушу, преподаваемые в организации

 

1) Танлан-цюань (Кулак Богомола)

    Стиль возводится к выходу из провинции Шаньдун монаху Ван Лану, проходившему обучение в легендарном монастыре Шаолинь (XVII в.). В основу метода им была положена имитация движений насекомого-богомола, дополненная передвижениями стиля обезьяны (Юань Хоу цюань), а также 17 техник боя, расположенных на севере Китая, среди них: лохань-цюань, Тайцзу чан-цюань, дуань-цюань, шуайцзяо и др. Первоначальный вариант стиля был распрастранен Ван Ланом среди даосских монахов в горах Лаошань в его родной провинции Шаньдун, оттуда и отсчитываются все генеологические линии раннего танлан-цюань. Первым преемником в передаче традиции кулак богомола все версии единогласно называют даоского монаха Шен Сяо, от которого линия выходит к Ли Сань Цзяню, основателю общества наемных охранников-бяо. Ли Сань Цзянь реформировал раннюю структуру танлан-цюань и значительно расширил арсенал школы. Он разработал ряд новых комплексов, как кулачных, так и с оружием, ввел эффективные тренировочные методы, способы закалки тела и характерные правила ведения поединка. С Ли Сань Цзяня начинается разделение  первоначально цельного танлан-цюань на отдельные стили и школы. Ученик Ли Сань Цзяня Ван Юнь Сан кодифицировал практики богомола в логический завершенный стиль Цисин танлан-цюань (Кулак Богомола Семи Звезд), считающийся первым оформленным направлением со своей методикой и развитой теорией стиля.


1. Ци Син Танлан-цюань (Семизвездный богомол)

Стиль считается жестким и легендарно возводится к техникам монастыря Шаолинь. В ранних комплексах действительно прослеживается влияние шаолинь-цюань, но постепенно стиль от него отделяется, ассимилируя приемы таких систем чоцзяо, пигуа, тунбэй и выплавляя их в единый метод.

Однако ключевой особенностью Цисин-танлан остается предельная простата, экономичность действий в атаке и защите, а также их одновременность. Преобладают прямые удары кулаками и ладонями, и многочисленные удары ногами на нижнем уровне. В передвижениях используются уходы с линии атаки с заходом противнику в бок, в методах движение руками – опутывание по горизонтали, позволяющее связать, спутать все атаки противника, сохраняя над ним постоянный контроль, и проходить вперед с жесткой прямой атакой, основанной на коротком усилии – цунь-цзинь. В стиле есть правило: «даже если ворота крепко заперты, все равно войдешь в дом, проломив стену», это говорится о предельной наработке жесткой пробивающей силы. При этом бой ведется с частой сменой уровня атаки и обилием болевых захватов на конечности противника.

Наиболее важными комплексами стиля являются:

1. Ча чуй (Удары и уколы);

2. Чжилу (Указывать путь);

3. Белая обезьяна выходит из пещеры;

4. Белая обезьяна хватает персик;

5. Цветок парного удара;

6. 18 нажатий пальцами;

7. 18 пинков богомола;

8. Тигренок и ласточка;

9. Вонзающий молот;

10. Стальной котел.


2. Мэйхуа танлан-цюань (Кулак богомола сливового цветка)


Стиль также представляет собой жесткое направление, но в отличие от Цисин-танлан отличается очень высокой гибкостью и маневренностью. Разнообразнее также техника кисти и способы работы руками. В характеристике стиля сказано: «Изменения рук многообразны как изменения инь и Ян в великом пределе - Тайцзи». В работе с энергией используются принципы «энергии последовательности», «энергии ловкости» и «энергии гибкости».

В отличие от «поперечного опутывания» цисин, в мэйхуа-танлан используется продольное усилие - цзинь, мягкое усилие – цяо цзинь.

Генеология стиля отсчитывается от даосского монаха Ли Бинсяо, а от него через Чжана Цилу идет к легендарному мастеру Лян Сюэсяну, который завершил формирование стиля и выработал единую теорию.

Ученик Ляна Хао Ляньжу со временем сформировал вторую ветвь мэйхуа танлан-цюань, получившую название Мэйхуа тайцзи танлан-цюань (Сливовый кулак богомола Великого предела). В основу теории легла Концепция Тайцзи-Великого Предела, а все технические действия рассматривались через призму взаимодействия сил инь и ян.

Основные комплексы Сливового Цветка богомола:

1. Режущая защита;

2. Дорога цветов сливы;

3. Перевернутая телега;

4. Пять связок коротких ударов;

5. Завешанные конечности;

6. Коварные захваты богомола;

7. 8 локтей, разделяющих тело;

8. Богомол хватает цикаду.


3. Люхэ танлан-цюань (Кулак богомола шести координаций).


Традиционно самое известное «мягкое направление» в танлан-цюань. Согласно преданию, стиль создан шаньдунцем Вэй Санем по прозвищу «Утиная ладонь», от которого ведется генеалогия мастеров стиля. Ученик Вэя Линь Ши Чунь соединил люхэ-цюань (кулак шести координаций) с методом работы богомола, в результате чего получилось очень гибкое направление с легкими передвижениями и растянутым положением силы.

Главный принцип стиля: «Снаружи сочетать движение кистей рук и ступней ног, локтей и коленей, плеч и бедер; внутри достигать равновесия между сердечным посылом и волей, волей и циркуляцией ци, ци и силой-ли». Технический приемы регулируются сознанием: «мысль ведет ци, ци ведет кровь».

В стиле существует пять основных видов усилий:

1. жесткое (крепкое);

2. мягкое (гибкое);

3. явное;

4. скрытое (темное);

5. скользящее (гладкое).

Три высших метода люхэ танлан-цюань представлены запечатыванием (короткие экономные защиты), связыванием (приемы переплетения рук противника) и просачиванием (сочетания ударов, огибающих защиту противника).

О духе стиля говорится: «Входить-стекать в пустоту; подвижность, сходная с колесом; круг, похожий на железный шар; верх и низ следуют друг за другом; внутреннее и внешнее соединяются воедино».

Главные комплексы люхэ танлан-цюань:

1. Короткий молот;

2. Железные игры;

3. Руки, режущие круг;

4. Парные повисания;

5. Цветы Тибета;

6. Бегущие руки просветленного;

7. Отражение фонаря;

8. 6 соединений - срывов;

9. Последовательность 93 рук.

Кроме этих основных стилей существует также другие направления богомола и многочисленные способы наработки силы, объединенные общей идеей танлан-цюань.

Программа обучения по стилю в школе делится на степени и последовательно проходит все традиционные этапы подготовки бойца танлан-цюань.

2) Шаолинь-цюань (Шаолиньский Кулак)

Стиль, включающий кулачное искусство, методики укрепления тела и духа в сочетании с чань-буддийской духовной традицией, вышедшие из легендарного монастыря Шаолинь (основан в 495 году в горах Суншань провинции Хэнань). Согласно преданию, все многообразие боевых, энергетических и медитативных практик этого направления возводится к 28 патриарху буддизма Бодхидхарме (Дамо), который, как утверждает традиция, проповедовал свое учение в Шаолиньском монастыре около 520 г. Непосредственно Бодхидхарме приписывается «Канон изменения сухожилий» (И-цзинь цзин) и основы стиля лохань-цюань (комплекс «18 рук Архатов»).

На протяжении веков искусство шаолинь-цюань претерпевало изменения, вбирая в себя техники и методы народного ушу. Так при династии Северная Сун настоятель Фуцзюй собрал под стенами монастыря крупнейших мастеров народного ушу (по преданию восемнадцать), которые смогли значительно расширить шаолиньский арсенал за счет собственных систем боя. С этого времени принято вести отчет таких ключевых стилей шаолиньской традиции как хун-цюань (Красный кулак), тунби-цюань (Кулак пронизывающих рук), пао-цюань (Взрывающийся кулак) и мэйхуа-цюань (Сливовый кулак).

Коренную реформу стиля проводит в XIII в. монах Цзюэюань (Прозревающий далекое). Он вводит в программу монастырских практик комплекс «72 рук», модернизировав канонический комплекс Усин-цюань («Кулак пяти животных»), разработанный мастером Бай Юйфэном. Последний повлиял позже на создание стиля У син бафа-цюань (Кулак пяти форм, восьми способов). С Цзюэюаня начинают широко использоваться всевозможные методики нэйгун («внутренней работы»)Станут формироваться знаменитые комплексы Тунцзы гун («Искусство ребенка») и «72 искусства Шаолиня».

Создание мягких шаолиньских стилей приписывается настоятелю Фуюю, сделавшему попытку разнообразить жесткую манеру шаолиньского кулака более гибкими и текучими техниками. Это были стили жоу – цюань (Кулак мягкости) и чаншоу-цюань (Кулак долголетия), построенные по методу «внутренних систем» ушу. Характеризуя их образ, говорится, что движения их должны переходить от «скольжения по водной глади» к «сотрясению небес», или от «бесцельных прогулок в саду» к «скачкам резвого коня». Наставления рекомендуют «двигаться как свирепый тигр» и «покоиться, как огромная гора», «снаружи тренировать кости и сухожилия, внутри – пять жизненных органов».

При династии Мин Шаолиньская техника владения шестом обогатилась приемами, разработанными в стенах монастыря полководцем Юй Да-ю, успешно сражавшимся против японских пиратов. Также в процессе формирования шаолиньской системы выделились такие направления, как Цисин-цюань ("Семизвездный кулак"), "36 приемов длинного кулака (чан-цюань) Тайцзу" и "Син-и-ба" ("Захват сердца и мысли"), считающийся ключевой формой шаолиньских традиций.

Характерные стилевые особенности Шаолинь-цюань – движения по прямой линии (исян), совмещенное с правилом "восьми намерений и шести искусств".

"Восемь намерений" – это: подъем, опускание, наступление, отступление, опрокидывание, наклон, собирание и освобождение.

"Шесть искусств" – это: мастерство, послушание, храбрость, решительность, стремительность, единство.

Согласованно используются три внутренних соотношения (сердца и мысли, мысли и ци, ци и ли (силы) и трех внешних (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер)).

Принципы ведения боя:

– внутри – покой, снаружи – свирепость;

– сочетание пустого и полного: "встречай жесткое мягкой трансформацией, встречай мягкое жесткой атакой".

Существуют непосредственно десять принципов жесткости, десять принципов мягкости и десять принципов узнавания для оценки противника. Ключевыми же правилами являются скорость, точность и жесткость.

В технике работы руками реализуются через целостность: "руки начинают двигаться; локти защищают сердце; кисти быстры, как ветер; три сустава не выявляют свою форму. Поэтому бой ведется, не показывая формы движений, руки выпрямляются, не показывая формы приемов".

В технике корпуса следовать правилу: "Подниматься, как свирепый тигр, хватающий жертву; опускаться, как могучий орел, вцепляющийся в добычу".

Главные пять требований в структуре шаолинь-цюань предписывают:

– сердце сохранять чистым, иначе дух приходит в хаос;

– взгляд сохранять ясным, чтобы не рассеивалась воля;

– руки иметь стремительными, иначе атака не будет иметь успеха;

– центр тяжести держать укорененным, чтобы передвижения не теряли четкости, и

– сохранять устойчивые стойки, чтобы удары опирались на прочную основу.

Программа обучения по шаолинь-цюань разбита на степени и проходит все этапы от начальных к высшим. Со второй степени и далее изучается традиционное шаолиньское оружие: шест, копье, меч-цзянь, меч-дао и т.д., а также шаолиньский цигун. В жестком разделе особо практикуется искусство тебушань ("Железной рубахи").

Хостинг от uCoz